On the Pole!

"Сказали мне, что эта дорога меня приведет к
океану смерти, и с полпути повернул обратно.
С тех пор все тянутся передо мной кривые
глухие окольные тропы..."
А. и Б. Стругацкие

СЕВЕРНАЯ ОДИССЕЯ "НОВЕЙШИХ РУССКИХ"

Мы, к сожалению, разучились удивляться. Все очень просто, если сидишь у экрана телевизора. Мы совсем забыли, что достижение Северного полюса на протяжении многих веков оставалась манящей, но недоступной целью, мечтой многих прославленных путешественников и всего лишь сто лет назад газеты мира вынесли "окончательный" приговор: "Северный полюс недоступен!" *)

Это фантастическое по масштабам, увлекательности и авантюризму путешествие произошло в апреле сего года...

Организация - агентство "ВИКААР", лидер - Боярский Виктор, и Центр Экстремального Туризма "НЕВА" во главе с Анатолием Мошниковым.

Мотивация: поиск человеком приключений нельзя объяснить просто тем, что они существуют. Ответ остается всегда скрытым, непостижимым, заключенным в сложности самой человеческой натуры. Вместе с тем жажда приключений, новизна и оригинальность решения поставленной задачи - достижение Северного полюса - вызывают неподдельный колоссальный интерес всех, а ограниченность возможностей - технических и финансовых, (поэтому основной контингент - иностранцы, продвинутые бизнесмены и правительственные делегации - последние только с помощью вертолетов) делает это путешествие чрезвычайно заманчивым.

Участники:

- Анатолий Мошников, заслуженный мастер спорта по альпинизму, покоритель Эвереста и Дхаулагири без кислорода;

- Сергей Колдин, бизнесмен, романтик и искатель приключений;

- Олег Лысов, в свое время чемпион Москвы по боксу, обладатель "черного пояса" по каратэ и ордена "Орла", полученного недавно из рук самого Черномырдина.

Под заботливой опекой Анатолия глава мощнейшей корпорации Петроспек на время распрощался с благами цивилизации и вылетел в Норильск. Молчаливые просторы и суровая простота Севера с легкостью разрушили привычный мир с радиотелефонами, разноголосицей и суетой текущих дел.

Правда, материальные жизненные удобства - это не самое важное, ко всему в конце концов можно привыкнуть. Самое трудное - это выработать в себе должное отношение ко всему окружающему, и в особенности к своим ближним. Ведь в Арктике как нигде особенно ценятся терпимость и готовность к самопожертвованию, что по праву составляет сущность и оценивается высшей товарищеской преданностью.

Итак, место действия - Арктика, где наша планета теряет привычные черты, где день сливается с ночью, а причудливая игра света придает нагромождениям льда колдовской устрашающий облик.

Маршрут к Северному Полюсу:

Санкт-Петербург (59°54.04'N & 30°25.67'E) - а/п Алыкель (50 км от Норильска) - пос. Хатанга - Архипелаг Седова, остров Средний (79°31.14'N & 91°08.56'E) - Ледовый аэродром (88°29.31'N & 59°49.19'E) - Северный полюс (89°59.59'N & 62°4.06'E) и обратно.

Из служебной записки Президенту корпорации "Петроспек" от Генерального директора г-на Лысова О.В.

"После оформления пограничных формальностей (не помогли все имеющиеся у нас разрешения от ФСБ России, Госкомсевера и проч.) на заставе в Дудинке, 2-м северном городе после Норильска, вылетели транспортным самолетом в пос. Хатанга Красноярского края (население - 6 тыс. человек, один из старейших северных поселков, через который проходили маршруты многих исследователей Севера. Располагается в зоне вечной мерзлоты, условия для жизни - крайне суровые). Здесь в откровенной неприглядности переплелись сегодняшний день коммерции и раздела власти, замазывания дыр и "достижений" ценой грабежа природы. Основные проблемы, как и у всех - невыплаты зарплаты и совершенное отсутствие каких-либо перспектив. Поголовье оленей сокращается, рыбы и зверя становиться меньше, прием пушнины совсем прекратился. Нет хозяина и прав.

Переночевали, упаковавшись в спальные мешки, на полу в бельевой единственной городской гостиницы, т.к. комиссия депутатов во главе с президентом республики Саха заняла все свободные места, оставшиеся после парашютистов и других искателей приключений на Полюсе. Утром транспортным АН-26 вылетели на Ледовый аэродром (огромная льдина, найденная заранее и героическим трудом хатангских техников, оплаченным искателями приключений, подготовленная к посадке и взлету самолетов). Через 2 часа самолет получил пробоину в фюзеляже и совершил вынужденную посадку в условиях крайне плохой видимости на острове Средний. Пока заделывали пробоину, нас отвезли на вездеходе на базу Санкт- Петербургского Института Арктики и Антарктики, где в лице дяди Левы мы были приняты по закону арктического гостеприимства. Уехали, с трудом забравшись в кузов вездехода.

Наконец-то приледнились на Ледовом аэродроме. Выйдя из самолета, еле успели отскочить в сторону, т.к. рисковали быть затоптанными толпой иностранцев, жаждущих вернуться на материк. Самолет улетел, и мы оказались в огромной ледяной пустыне.

Helicopter seen from the tent window. В 300 метрах от полосы стояло несколько палаток, похожих на нганасанские юрты (нганасане - на сегодняшний день около 500 человек, потомки самых первых жителей Таймыра, известных как "самоеды"). В двух из них жили радист и летчики стоявших рядом безжизненных вертолетов МИ-8. Пока добирались до палаток, стало понятно, почему так поспешно улетели иностранцы - к палаткам приближались наощупь: -30 по Цельсию и сильный северный ветер превратили наши лица в ледовые маски. Моргнув, невозможно было открыть глаза, ресницы мгновенно слипались, спаянные ледяными капельками слез. Вокруг палаток валялись вещи, впопыхах брошенные обрадованными прилету самолета иностранцами.

От летчиков узнали о сложнейшей ледовой ситуации в этом году. Встречный северный ветер, сильный мороз и большое количество разводьев на подступах к полюсу стали непреодолимыми препятствиями для многих. Из нескольких групп, стартовавших до нас, две вернулись. Не выдержали испытаний итальянцы и французы. Много обмороженных. По слухам, погиб каюр (погонщик собак), провалившись в полынью вместе с нартами: вода и мороз сделали свое дело. Японца, стартовавшего в одиночку, доставили чуть живого, чудом отыскав на бескрайних ледяных просторах.

В нашу задачу входило догнать и соединиться с группой австрийцев (в составе которой находился и знаменитый Хуберт Месснер), ведомую опытнейшим полярным "волком", Виктором Боярским, к Полюсу. После подброса на вертолете мы рассчитывали поддерживать связь с группой Боярского с помощью радиостанции УКВ, его же группа была оснащена более мощной "Ангарой" для связи с базой. Также наша группа имела автономный запас питания, газовую горелку с запасом газа, палатку, систему определения местонахождения GPS (американская спутниковая система) и компас.

Вообще-то группа была обеспечена суперсовременным снаряжением, созданным буквально в последнее десятилетие гением человеческой мысли.

Одежда - непромокаемые, непродуваемые ветром, но дышащие куртки и onksjnlahmegnm{ из элитного "GORE - TEX" , под курткой - очень теплый "POLARTEC", а для экстренных ситуаций - пуховые куртки, рукавицы "MAMUT", защищающие при 40 С морозах, и при этом пальцы не потеют за счет особых свойств материала. Наши отечественные пуховые спальники, пошитые фирмой "THRID POLE" и прошедшие проверку на Дхаулагири. Палатка "NORD FACE", которая выдержала ураганные ветры высоко в горах, двойная, непромокаемая и непродуваемая, сберегающая наши жизни в Арктике. Лыжи SKITOUR - специальные, особопрочные, с удобными креплениями и "камусом" - специальные накладки (раньше делали из нерпы, а сейчас искусственные) крепятся на лыжи и не дают им скользить. И надувные коврики "TERMOREST", надежно изолирующие "ночью" от вселенского холода арктических льдов. И очень теплые двойные горные ботинки - сверху пластик (поэтому легкие), внутренний ботинок "дышит" , поэтому влага конденсируется на внешней стороне, а ноги остаются сухими.

Сухие супы "Gallina Blanca", калорийные, легкие, вкусные, не требующие долгой варки, наши сухарики с солью, специальные энергетические напитки, и, наконец, сало - непременный атрибут всех походов - все это позволяло значительно уменьшить вес рюкзаков. Готовили прямо в палатке, как в горах. На газовой компактной горелке "Coleman", в кастрюльке топили снежные кубики, нарезанные заранее, или небольшие куски льда, кипятили воду для чая и кофе. Вся процедура занимала от 1,0 до 1,5 часов. На переходах использовали чай, приготовленный утром и хранящийся в термосах. На ветру горелка малоэффективна, а палатку ставить нудно и ни к чему.

Отдохнув и переодевшись, мы стартовали 22.04. Наши переходы составляли в среднем 15 км в день, и наибольшую трудность представляли торосы, часто стеной встающие на пути, лобовой северный выматывающий душу ветер и разводья, зачастую непреодолимые. Приключения начались сразу. Оказалось, что компас не работает, а в GPS из-за частого использования сел аккумулятор. После первой ночевки выяснилось, что за ночь нас снесло на 8 км за счет сильного дрейфа льда. После дружных попыток удалось присоединить аккумулятор от видеокамеры к GPS, что позволило скорректировать направление движения, но сократило возможность вести видеосъемку.

Особенно мучительно было устанавливать палатку. От мороза резинка в стойках замерзла, и проталкивание ее внутрь стойки превратилось в настоящую борьбу за жизнь. Одежда, отпотевшая во время движения, застывала при этом моментально, руки через несколько минут на морозе теряли чувствительность, пальцы не гнулись, и приходилось усиленно махать руками, чтобы возвратить их к жизни. Только в палатке, укрывшись от ветра, можно было переодеться, причем под мокрую одежду поддевали сухую в надежде отогреться за ночь.

В один из дней, проснувшись (если это можно назвать сном) утром от грохота, мы обнаружили, что оказались на льдине, окруженные полосой, т.н., "сала" - ледяного крошева. Лихорадочно собрав все вещи, долго кружили в поисках прохода, пока спасительный мостик, соединивший нашу льдину с основными льдами, не дал нам шанс. Переход через мостик заставил вспомнить о бренности жизни и, чувствуя, как продавливается под тяжестью тела лед, молиться, чтобы все закончилось благополучно.

Все-таки всему на свете приходит конец и нашим мытарствам тоже. Благополучно воссоединившись на Полюсе с группой австрийцев, мы торжественно отметили это событие шампанским и красной икрой (см. фотографию наверху).

Lonely helicopter.
White bear.

С Полюса вертолет доставил нас на Ледовый аэродром. Пока нас не было, сюда наведался белый медведь, который покалечил двух человек и сожрал кучу продуктов.

Сил уже не было, неприятно ныл зуб, сломанный при попытке откусить на морозе SNIKERS, руки потеряли чувствительность, а тело казалось совершенно чужим. Техники спешно снимали палатки, готовясь к эвакуации ледовой базы. Льдина треснула, и приходилось спешить, если мы не хотели остаться здесь навсегда ..."

И неправда, что безвозвратно минули дни, когда отважные люди на санях, запряженных собаками, устремлялись в неведомые им северные дали, умирали от цинги и переносили невероятные лишения, не достигнув желанной цели. Конечно, неведомых далей поубавилось, но Полюса остались, и не перевелись еще мужество, отвага и желание познания неизведанного, неумолимо толкающие людей на риск и приключения. Ведь, несмотря на значительную техническую оснащенность, у природы много способов убедить человека в его смертности: наводнения, ярость бури, лавины, ужас землетрясений и т.п..

"Но всего этого сильнее, всего сокрушительнее Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо яркое, как отполированная медь, малейший шепот кажется святотатством и человек пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро сознавая, что он всего лишь червь. Сами собой возникают страшные мысли, тайна Вселенной ищет своего выражения..." - так описывал Север великий романтик Джек Лондон.

*) Небольшая историческая справка:

В 1553 году закончилась трагически зимовка западноевропейских мореплавателей за полярным кругом. Лишь месяцы спустя местные карелы обнаружили у побережья Мурмана два корабля английской экспедиции Хью Уиллоуби. "Стоят на якорях, а люди на них все мертвы..." Погибли все 63 человека.

В 1619 году во время зимовки датчанина Йенса Минка в живых осталось только трое, а 61 человек погиб. В 1735 году в отряде Великой Северной экспедиции, который возглавлял Питер Ласиниус, из 53 человек погибло 36. Семнадцать человек выжили благодаря спасательной партии.

Список навечно оставшихся во льдах Арктики, пытавшихся проложить путь к вершине планеты можно продолжить - в нем многие сотни и тысячи. А результаты?

Год 1607, Генри Гудзон - 80гр.23'.

Год 1882, Джеймс Локвуд - 83гр.24'.

335 километров за 275 лет. Чуть больше километра в год.

Год 1908, Фредерик Кук был если и не на самом полюсе, то в непосредственной близости от него.

29 апреля 1978 года полюса в одиночку достиг Наоми Уэмура - профессиональный путешественник и альпинист.

31 мая 1979 года отважная семерка лыжников из экспедиции "Комсомольской Правды" водрузила советский флаг на вершине планеты.

13 февраля 1995 года успешно стартовала и 12 мая достигла полюса отважная двойка - Михаил Малахов и Ричард Вебер. Они прошли в автономном режиме, без поддержки от материка до полюса и обратно. Этого до них не мог сделать никто!

А Северный полюс ждет новых безумных проектов и первооткрывателей, ведь льды дрейфуют и никто здесь не был дважды.....

К русскоязычной первой странице сайта